Біздің менеджер сізге жақын арада қайта қоңырау шалады.
Үндеуіңіз үшін рахмет!
Біздің менеджер сізге жақын арада қайта қоңырау шалады.
Үндеуіңіз үшін рахмет!
Үндеуіңіз үшін рахмет!
Маманның жауабын жауап хатымен немесе қызмет бетінде күтіңіз: Экологиялық мақалалар
В настоящее время бытовые отходы являются одним из самых загрязняющих видов антропогенной деятельности. Обращение с твердыми бытовыми отходами (ТБО) – это одна из злободневных проблем, требующих тщательного изучения и комплексного правового урегулирования. В настоящее время в Казахстане на системном уровне не налажен раздельный сбор ТБО у источника образования отходов, поэтому сложно проводить комплексную экономическую оценку по всей стране систем разделения отходов у источника, раздельного вывоза отходов, переработки и продажи восстановленных материалов. Одним из основных проблем государства является повышение эффективности, надежности, экологической и социальной приемлемости комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов, увеличение доли переработки ТБО, а также обеспечение безопасного захоронения отходов.
Рост образования отходов неразрывно связан с увеличением благосостояния общества, т. е. существует зависимость между динамикой валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения и удельным образованием отходов. Интенсивная урбанизация, рост населения, нерациональная модель производства и потребления – все это ведет к образованию значительного количества отходов. И если учитывать тот факт, что в нашей стране бытовые отходы не перерабатываются, а накапливаются на свалках и их количество повседневно возрастает, то экологическое состояние страны - одна из актуальных и серьезных проблем.
Основой нормативно-правовой базы, которая регулирует управление ТБО в Казахстане, является Экологический Кодекс. В Республике Казахстан отсутствует внутриотраслевое законодательство по отходам, а действующее законодательство не предусматривает принципа иерархии управления отходами, в отличие от большинства международных передовых практик (например, EHSG Всемирного банка или Рамочная Директива ЕС по отходам).
На национальном уровне разработан ряд стратегических документов, касающихся вопросов утилизации, захоронения ТБО:
- Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» определяет управление твердыми бытовыми отходами как один из приоритетных секторов развития зеленой экономики;
–Программа модернизации системы управления ТБО на 2014-2050 гг. Программа направлена на совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами; повышение эффективности, надежности, экологической и социальной приемлемости комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов; модернизацию сектора ТБО на основе современных технологий и методов управления, а также принятие мер по неукоснительному выполнению требований экологического законодательства Республики Казахстан;
- План действий по реализации Программы на 2013-2020 гг. определяет различные меры, которые разным заинтересованным сторонам следует предпринять в отношении управления твердым и бытовыми отходами.
ТБО – отходы, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека и не используются на месте их накопления. Иными словами, это мусор, который люди выбрасывают каждый день в процессе своей жизнедеятельности. В международной практике отсутствует чёткое определение понятия
«твёрдые бытовые отходы», но есть ряд связанных с данным понятием терминов. В ст.1 Экологического кодекса РК даётся следующее определение: «твердые бытовые отходы» – это коммунальные отходы в твердой форме. Коммунальные отходы – отходы потребления, образующиеся в населенных пунктах, в том числе в результате жизнедеятельности человека, а также отходы производства, близкие к ним по составу и характеру образования.
Ассоциация KazWaste предлагает свой вариант определения:
«Коммунальные отходы – отходы, образующиеся в домашних хозяйствах, жилых зданиях, административных и офисных зданиях, рекреационных зонах, предприятиях общественного питания и гостиницах, и аналогичные отходы, образующиеся в результате коммерческой или производственной деятельности, в том числе, твердые бытовые отходы, включая опасные бытовые отходы, но исключая опасные отходы из других источников, сточные воды или иные отходы потребления или производства». На наш взгляд, данное определение более шире охватывает и соответствует нормам.
В Казахстане во всех населенных пунктах, особенно в крупных городах, остро стоит проблема сбора, хранения и переработки все возрастающих объемов коммунальных отходов [1]. Переработка твердых бытовых отходов на территории Республики Казахстан в настоящее время практически не производится. В процессе смешанного сбора и захоронения отходов безвозвратно теряется значительная часть ценных материальных ресурсов, которые могли бы быть повторно использованы в промышленном производстве, сельском хозяйстве или для получения тепловой и электрической энергии. Организация их раздельного сбора в жилищно-коммунальном секторе недостаточно эффективна. В результате отсутствия системы раздельного сбора и удаления отходов, содержащих токсичные компоненты, растет загрязнение
окружающей среды опасными веществами. Количество вторичных ресурсов, содержащихся в образующемся объёме ТБО, составляет ежегодно около 500 тыс. тонн бумаги и картона, 300 тыс. тонн стекла, 200 тыс. тонн металлов, 500 тыс. тонн пластмассы, что свидетельствует о большом потенциале вторичного использования этих ресурсов (рисунок 1).
Вторичные ресурсы |
Бумага и картон Стекло Металл Пластмассы |
Рисунок 1- Соотношение вторичных ресурсов, содержащихся в образующемся объёме ТБО
В настоящее время Правительство ищет экологически рациональные и экономически выгодные способы ее решения, однако они недостаточно эффективны. Темпы роста использования многотоннажных отходов значительно ниже темпов их образования. Причина проблемы не только в устаревших технологиях сбора и переработки мусора, но и в отсутствии последовательности в правовом регулировании.
Международный опыт и казахстанская практика показывают, что отходы должны быть сортированы в момент образования, «у источника». Это позволяет увеличить объем отходов, направляемых на переработку, а также улучшить качество сырья, получаемого из них. Для того чтобы наладить систему сбора и переработки отходов в Казахстане, прежде всего, необходимо относиться к отходам, как к ценному вторичному сырью. Власть и общество едины во мнении, что сфера обращения с отходами требует системных преобразований, направленных на уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду и повышающих эффективность использования ресурсов. Но на практике реально существует проблема отсутствия культуры раздельного сбора
мусора среди населения страны. Немаловажным является и тот факт, что отрасль переработки ТБО в стране находится на начальном этапе становления, и её эффективность крайне мала. Проблема обращения с ТБО должна рассматриваться как один из определяющих факторов экологической безопасности, а в плане выбора приоритетов – исходить из оценки его как источника ценных ресурсов, так и экологически опасного фактора.
Существующую проблему с ТБО необходимо решать, учитывая опыт других государств в этой сфере, с жестким соблюдением вопросов обеспечения экологической безопасности, а также принимая во внимание, что отходы – это в сущности дешевые вторичные ресурсы. По стране не хватает мусороперерабатывающих предприятий, а действующие не загружены на полную мощность по причине не налаженности взаимодействия между местными властями, коммунальными службами и соответственно самими учреждениями. Чаще значительная часть отходов просто сбрасывается на стихийные свалки, потому как вместимость официальных полигонов недостаточна для растущих в геометрической прогрессии объемов мусора. Чаще значительная часть отходов просто сбрасывается на стихийные свалки, потому как вместимость официальных полигонов недостаточна для растущих в геометрической прогрессии объемов мусора [1].
На наш взгляд, необходимо разработать технологии раздельного сбора, переработки и утилизации отходов производства и потребления, как в развитых странах Наши населенные пункты будут чистыми лишь тогда, когда правильное обращение с твердыми бытовыми отходами станет для населения общепринятой нормой. Для решения этого вопроса нужно как можно больше охватить общественность и население страны, чтобы последние осознали всю важность проблемы утилизации ТБО и проявляли интерес к решению данной проблемы. Во многих странах культуру обращения с ТБО прививают с детства, помогая ребенку усвоить, что ключ к дверям процветания – экономия и бережливость. Существует необходимость систематически проводить разъяснительную работу с населением по раздельному сбору отходов потребления. Одним из основных факторов, влияющим на решение проблемы накопления отходов в республике, является развитие законодательной и нормативной базы в области управления отходами. Следует отметить, что законы и правовые нормы сами по себе не создают новый экологический порядок в обществе. Очевидно, этому может способствовать только определенная система общественных от ношений и высокий уровень культуры населения.
В нашей стране насчитывается примерно 65,000 заведений различных международных, а также национальных сетей быстрого питания. Из них на рестораны фастфуда приходится только 6500-7000, то есть около 10%. Такая же доля в целом у заведений международных брендов. Так что рынок общепита в Казахстане и без фастфуда довольно насыщенный.
Компания ТОО "PlumTeaMSW" является крупным казахстанским дистрибьютором тех или иных товаров, которые используются в их деятельности общественного питания. Также данное предприятие имеет множество популярных кофеен по всей стране, которые пользуются своей популярностью среди молодежи. Помимо этого всего, данное предприятие имеет свой цех по изготовлению большей части продуктов. Компания специализируется на кофейнях, на том, что готовят напитки на основе молока, чаев различных видов, а также самом кофе.
В кофейнях как и на других предприятиях общественного питания образуется большое количество бытовых отходов. По статистическим данным предприятия за 2021 год было использовано в точках сети кофеен более 72 тонны молока для приготовления кофе и других напитков. Естественно и в отходы ушло значительное количество картонной тары самого молока , а также стаканчиков для напитков. Статистика за 2022 год показывает, что потребление молока выросло еще на 15 тонн за одну точку общественного питания (Рисунок 2).
Твердые бытовые отходы 2021 год 2022 год |
Рисунок 2 – Образование отходов картонной тары за 2021 и 2022 годы.
Одним из преимуществ является то, что данная компания, собирая ТБО - сдает их в специализированные места на переработку. Таким образом осуществляется раздельный сбор отходов и их правильная утилизация. При этом компания активно сотрудничает с предприятиями, которые перерабатывают, в нашем случае, ТБО.
Как известно многим, одним из источников отходов в кофейнях являются стаканчики и крышки для напитков на вынос. Многие из них изготавливаются из пластика, который не подлежит переработке и может оставаться в природе сотни лет. Кроме того, пластиковые крышки и стаканчики часто выбрасываются не в урны, а на землю или в воду в зарубежных странах, что приводит к загрязнению окружающей среды. Данная проблема хоть малой частью покрываются тем, что компания ТОО «PlumTea» поощряет клиентов использовать свою собственную термокружку или контейнер для десертов на вынос, предлагая при этом скидку на напитки, если клиенты приходят со своей посудой. Для десертов, подносов, пакетов используют экологический вариант – бумажный материал. А также, компания проводит различные тренинги по обучению сотрудников всех сетей общественного питания по РК правильному утилизации отходов и привлечению их к экологической ответственности.